До 2002 года датой рождения колледжа считался 1921 год. Хотя было известно, что в г. Омске в 19 веке существовала фельдшерская школа. История деятельности данной школы нигде не описана, а даты её создания в разных источниках значатся разные. Так, в государственном Архиве Омской области – 1878 год, в протоколах медицинского общества 90-х годов 19 века – 1852 год, в историческом музее – 1874 год, в справочнике «Омск» за 1914 год – 1883 год.
Из найденных в архивах документов следует, что в 1852 году для комплектования Сибирского казачьего войска медицинскими и аптечными фельдшерами была учреждена при Омском военном госпитале фельдшерская школа. Это было первое медицинское учебное заведение от Урала до Тихого океана.
Фельдшерская школа без изменений работала до 1873 года. В декабре 1873 года Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска после проверки работы школы посылает рапорт Военному Министру России.
Этот рапорт был рассмотрен и через год в ноябре 1874 года по Военному ведомству России издается приказ № 309, подписанный Военным Министром, Генерал – Адъютантом Милютины. Вот эта дата, 1874 год, и попала в некоторые источники, как дата создания школы.
Данным приказом были утверждены «Правила для образования медицинских и аптечных фельдшеров при Омском военном госпитале» и ведомость расходов. Согласно данным документам число воспитанников увеличивалось до 18, каждый из которых получал войсковое пособие 100 рублей в год. Кроме того, Окружному военно-медицинскому инспектору Западно-Сибирского военного округа предоставлялось право «допускать к обучению малолетков из всех сословий на собственном их содержании» с таким расчетом, чтобы общее число воспитанников не стесняло успешного хода преподавания».
Таким образом, при Омском госпитале утверждался особый курс для обучения фельдшеров из казачьих семей и лиц не войскового сословия.
Директором школы являлся начальник госпиталя.
В январе 1876 года Генерал – Губернатором Западной Сибири Генерал – Адъютантом Казнаковым А.П. были утверждены «Правила об определении воспитанников из крестьянского сословия и из киргиз в Омскую фельдшерскую школу». Даже название данных «Правил» свидетельствует о том, что школа изначально была многонациональной.
В 1877 году Западно-Сибирским военным округом было утверждено положение об интернате для воспитанников фельдшерской школы, которое располагалось в здании военного госпиталя № 151.
Как уже отмечалось, подготавливаемых фельдшеров катастрофически не хватало, и в 1878 году Генерал – Губернатор Западной Сибири обращается с ходатайством к царю о расширении школы. Ответ пришел положительный: «30 марта 1878 года, Высочайше
утвержденным мнением Государственного Совета разрешено устроить в г. Омске Центральную для Западной Сибири фельдшерскую школу на 100 учеников с постройкой собственного здания». Пока шло строительство здания, занятия проводились, по-прежнему, в госпитале. В это же время при госпитале были созданы повивальная школа и женское отделение.
В 1883 году по проекту известного в городе архитектора Э.И. Эзета здание было построено, в нем были классные комнаты, столовая с кухней, спальные и другие подсобные помещения. При школе были построены флигеля для проживания директора, воспитателя и смотрителя.
В школе был сформирован педагогический коллектив из опытных врачей и учителей. Число воспитанников достигло 97 штатных «пансионеров» и 10 – 30 поступающих частным способом. Попечителем школы состоял Степной генерал-губернатор. Общий надзор за школою возлагался на Акмолинского губернатора. Ближайшее наблюдение по учебной части возлагалось на Акмолинского врачебного инспектора, а по хозяйственной части – на областное Правление. При школе состоял избираемый Омскою городскою Думою и утверждаемый Министром Внутренних дел почетный попечитель. Непосредственное управление школою возлагалось на директора, который назначался из врачей. Для осуществления контроля за учебно-воспитательной работой создавался педагогический совет.
В областном архиве сохранились протоколы заседаний педагогического совета за 1883-1907 годы. На педсоветах утверждались расписание уроков, расписание кушаний, сводные ведомости успеваемости, из которых видно, что оценки ставились
в десятичных дробях, например, «4,3» и «4,8», причем 5 – это «отлично» , 4 – «хорошо», 3 – «порядочно», 2 – «слабо», 1 – «очень слабо»; перечень книг для библиотеки и многое другое. Рассматривались и проступки воспитанников.
В феврале 1917 года директором школы был назначен врач акушер-гинеколог Грязнов А.А., после Великой Октябрьской социалистической революции фельдшерская школа не претерпела изменений и продолжала работать. Началась гражданская война, город был занят войсками Колчака. Но занятия продолжались, несмотря на то, что прекратились поставки топлива, керосина и продуктов питания. Зима, холод, а здание не отапливалось, продовольственных запасов оставалось все меньше и меньше. Решением Министерства просвещения правительства Колчака в школе был проведен досрочный выпуск фельдшеров 4-ого года обучения. Уголь и керосин никто школе не выделил. Школа была вынуждена прекратить работу.
После прихода частей Красной Армии и окончательного установления советской власти в Западной Сибири А.А. Грязнов вместе с коллегами начали поднимать вопрос о возобновлении занятий в школе. Началась ходьба по инстанциям, шли запросы в Сибревком города Новосибирска. И, наконец, в 1921 году постановлением Сибздрава и Губнаробраза в Омске открывается 1-й Сибирский акушерский техникум во главе с директором А.А. Грязновым. Занятия начинаются в здании фельдшерской школы с использованием всей учебно-методической базы. К работе привлечен прежний педагогический коллектив. Фактически, это было то же самое учебное заведение, только сменился его профиль, началась подготовка фельдшеров-акушеров. Но если раньше обучались одни мальчики, то теперь принимались и девушки.
Впоследствии техникум претерпел ряд реорганизаций. Открывались новые отделения, менялись названия (медицинский политехникум, медицинский техникум, фельдшерско-акушерская школа). На его базе в 1936 году открылись зубоврачебная и фармацевтическая школы, а в 1940 году – школа лаборантов. С июня 1930 года техникум располагается в новом здании по улице Декабристов.
В 1954 году Омская фельдшерско-акушерская и выше названные школы объединены в единое учебное заведение – Омское областное медицинское училище № 1.
В 1992 году построен новый типовой, более просторный учебный корпус по улице Дианова, куда в 1992 году и переехало училище. В 1994 году приказом Минздрава России Омское областное медицинское училище № 1 преобразовано в Омский областной медицинский колледж.
Таким образом, изучая исторические документы образования среднего медицинского учебного заведения в г. Омске, установлена
прямая и полная правопреемственность фельдшерской школы с ныне существующим Омским областным медицинским колледжем, который в 2007 году отметил знаменательную дату – 155-летие со дня основания старейшего учебного заведения медицинского профиля Сибири и Дальнего Востока. Весомый вклад в развитие учебного заведения внесли директора А.А. Грязнов, М.А. Гиганова, А.И. Киренцев, А.А. Грилева, С.А. Ользирович, А.С. Рысев, Г.Я. Дука, М.А. Стрекаль, А.Л. Чернышев, С.В. Люст. С 2006 года работой колледжа руководит доктор медицинских наук, профессор И.В. Боровский.
Сегодня в ГОУ Омской области «Медицинский колледж» обучается более 1800 студентов. Подготовка среднего медицинского персонала осуществляется по семи специальностям: лечебное дело, сестринское дело, акушерское дело, медико-профилактическое дело, стоматология и стоматология ортопедическая в соответствии с государственным заказом. Причем по первым двум специальностям обучение ведется по повышенному уровню образования.
Образовательный процесс строится на основе Государственных образовательных стандартов с учетом реализации основных направлений приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование».
Кроме основных образовательных услуг студенты колледжа получают дополнительные: пользователь ПЭВМ в медицинской сфере, «Спасатель», лечебный и профилактический массаж, косметология.
Ежегодный выпуск составляет 500 – 550 специалистов, которые востребованы практическим здравоохранением региона и других областей России. В любой больнице области можно встретить выпускников колледжа, зарекомендовавших себя грамотными, знающими свое дело специалистами, обладающими высокой общетеоретической и практической подготовкой.
Предметом гордости по праву считается творческий педагогический коллектив. Профессиональную подготовку студентов осуществляют более 140 преподавателей, среди которых 1 доктор и 4 кандидата медицинских наук. В колледже работают 2 заслуженных учителя РФ, 5 отличников народного просвещения, 5 почетных работника среднего профессионального образования, 14 отличников здравоохранения, 6 отличников физической культуры и спорта. 29 человек отмечены почетными грамотами и благодарностями МЗ и МО РФ.
Педагоги колледжа постоянно повышают свой профессиональный и методический уровень. Традиционно проводятся конкурсы «Лучший преподаватель года», «Лучший куратор года», смотры методической работы, защита творческих отчетов, позволяющие сделать лучший опыт доступным для всех. В образовательном процессе используются современные педагогические и информационные технологии, применяются интерактивные методы обучения, отмечается творческий подход к организации учебных занятий.